от делового сообщества отрасли возобновляемых источников энергии по дальнейшему развитию ВИЭ в Казахстане
(по результатам мероприятия Solar Fest Qazaqstan, состоявшегося 4-5 июля 2019 года в Бурабайском районе Акмолинской области)
Деловое сообщество отрасли возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) поддерживает инициативы Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике и устойчивому развитию.
Сегодня как никогда ранее, казахстанское общество осознает большую ответственность за экологическое будущее нашей страны и здоровье нации. В Концепции по переходу к зеленой экономике одним из факторов снижения эмиссий парниковых газов и вредных веществ, является внедрение технологий ВИЭ. При этом в настоящее время существуют сдерживающие факторы развития ВИЭ на рынке Казахстана, которые были детально обсуждены на мероприятии Solar Fest Qazaqstan, по результатам которых деловое сообщество ВИЭ направляет следующие рекомендации для уполномоченных государственных органов и Правительства РК для внедрения данных мер в целях улучшения инвестиционного климата в отрасли ВИЭ.
- Доступное долгосрочное финансирование в национальной валюте со стороны финансовых институтов является решающим фактором для развития отрасли ВИЭ и финансовой устойчивости проектов в РК.
1) С целью снижения аукционных цен для ВИЭ и степени их влияния на экономику Республики Казахстан требуется наличие доступного долгосрочного финансирования (до 15 лет) в национальной валюте с конечной ставкой не более 10% годовых. Для достижения доступных условий финансирования необходимо рассмотреть возможность разработки целевой программы по поддержке финансирования «зеленых» инвестиционных проектов, предусматривающую возможность уменьшения процентной ставки посредством предоставления льготного фондирования финансовым институтам для «зеленых» проектов;
2) Считаем целесообразным изучение вопроса по выпуску долгосрочных государственных «зеленых облигаций» как инструмента, посредством которого Правительство РК сможет заявить международному и национальному сообществу о взятом курсе на «зеленую экономику», ориентированное на долгосрочное и устойчивое развитие. Полученные средства от размещения «зеленых облигаций» могут максимально эффективно использоваться на возвратной основе на финансирование «зеленых» экономически целесообразных проектов, связанных с ВИЭ, повышением энергоэффективности и энергосбережения, управлением отходов производства и потребления, экологически чистым транспортом и низкоуглеродной экономикой в целом.
- Стимулирование внедрения маломасштабных проектов ВИЭ
Наряду в динамичным развитием сектора ВИЭ возникают новые вызовы. Одним из таких вызовов является неравномерное распределение генерации «зеленой» энергии, что в ближайшей перспективе может привести к несбалансированной нагрузке на существующую инфраструктуру. Кроме того, учитывая значительную (порядка 50%) долю энергии, используемую на цели отопления, предлагается стимулирование развития и целевой диверсификации сектора маломасштабных проектов ВИЭ.
Меры поддержки направлены на стимулирование использования технологий малых ВИЭ, включая:
- Отопление и ГВС;
- Электроснабжение (развитие распределенной генерации).
Потенциальными субъектами поддержки могут выступать:
- Физические лица, домохозяйства;
- Крестьянские фермерские хозяйства;
- МСБ, социальные объекты (школы/детские сады/больницы).
Предлагаемые меры поддержки:
- Институциональные меры:
- Внесение поправок в законодательство ВИЭ/налоговое законодательство, направленных на стимулирование (субсидирование/снижение налоговой нагрузки) развития ВИЭ, а также упрощение процедуры подключения маломасштабных проектов ВИЭ;
- Разработка и внедрение технических стандартов для применения маломасштабных проектов ВИЭ, а также внедрение минимальных требований по уровню потребления альтернативной энергии в сфере строительства/ энергоэффективной реконструкции зданий и строений;
- Принятие целевых индикаторов по внедрению маломасштабных проектов ВИЭ на уровне областей и городов республиканского значения;
- Финансовые меры:
- Внедрение целевых субсидий до 80% стоимости технологий ВИЭ для физических лиц, до 40% — для крестьянских и фермерских хозяйств;
- Субсидирование банковской ставки по кредитам для МСБ для установки и применения технологий ВИЭ;
- Налоговые преференции для МСБ.
- Риски по платежеспособности условных потребителей
В соответствии с текущим законодательством, условными потребителями, имеющими обязательства по покупке в полном объеме электрической энергии, выработанной ВИЭ, являются традиционные энергопроизводящие организации (далее – ЭПО). Действующие с 1 января 2019 года нормативно-правовые акты (далее – НПА), регулирующие тарифную политику ЭПО («заморозка» тарифов на 7 лет), не покрывают затраты на покупку электрической энергии ВИЭ, учитывающие ежегодный рост их доли и индексации тарифов ВИЭ, что в свою очередь создаёт риск дальнейшей платежеспособности расчетно-финансового центра.
Требуется усовершенствование/внесение изменений в НПА, регулирующие тарифную политику ЭПО, для стимулирования развития ВИЭ и достижения установленных целевых показателей.
- Устойчивость Расчетно-финансового центра по поддержке ВИЭ
Вопрос финансовой устойчивости ТОО «Расчетно-финансового центра по поддержке ВИЭ» (далее – РФЦ) оказывает серьезное влияние на привлечение инвестиций в ВИЭ и на стоимость таких инвестиций. В случае снижения риска неплатежеспособности единого закупщика электроэнергии, инвесторы смогут давать привлекательные цены на электроэнергию на аукционах ВИЭ, что положительно скажется на стоимость влияния ВИЭ на экономику Казахстана.
В этой связи Правительству необходимо разработать конкретный механизм обеспечения долгосрочной устойчивости РФЦ.
- Образование. Подготовка кадрового потенциала отрасли ВИЭ
На сегодняшний день, отсутствует востребованная программа обучения по ВИЭ в системе образования Республики Казахстан, как для бакалавриата, так и для магистратуры. Тем самым, на рынке ВИЭ существует огромный дефицит местных инженеров ВИЭ в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики.
Предлагается включить в Перечень групп образовательных программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры (Приложения 1, 5 к Типовым правилам приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования) дополнительную группу образовательных программ по ВИЭ на базе лицензии по направлению подготовки «Инженерия и инженерное дело».
Предусмотреть дополнительное финансирование:
- для модернизации материально-технической базы ВУЗов в области ВИЭ, в особенности увеличение количества лабораторий,
- для привлечения зарубежных ППС и практиков в области ВИЭ,
- для повышения квалификации отечественного ППС (на территории РК и за рубежом) в течение двух циклов набора по программам бакалавриата, магистратуры, докторантуры, что в свою очередь позволит повысить качество образовательных программ, способствует расширению международных контактов ППС ВУЗов, разработке совместных научно-исследовательских проектов с зарубежными учеными, увеличению количества публикаций в международных научных изданиях, повышению качества научных работ, внедрению совместных с зарубежными вузами-партнерами двудипломных магистерских и докторских программ, а также формированию базы для дальнейшего научного и образовательного сотрудничества и организации дополнительных образовательных услуг, стимуляции учебно-творческой деятельности и т.д.
Также предлагается активное внедрение дуальной системы с целью повышения практической составляющей обучения для прикладного бакалавриата и рассмотреть возможность увеличения размера Государственного образовательного гранта по всем уровням обучения для образовательных программ инженерного направления.
- Включение проектов ВИЭ до конца текущего года в Перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов (ПП РК № 13 от 14.01.2016г.), как дополнительная мера поддержки в условиях ежегодного снижения тарифов ВИЭ в результате аукционов
В настоящее время, в соответствии со статьями 287, 289 и 290 Предпринимательского Кодекса РК, преференции предоставляются через инвестиционные контракты для инвестиционных проектов в двух режимах: для инвестиционных проектов (далее – ИП) и для инвестиционных приоритетных проектов (далее – ИПП), такие как:
- Статья 287: ИПП и ИП освобождаются от таможенных пошлин посредством инвестиционных контрактов на период 5 лет;
- Статья 289: ИПП обеспечиваются стабильностью налогового законодательства.
- Статья 290 (налоговые преференции):
— ИП освобождаются от НДС на импорт (12%), но только на импорт сырья и/или материалов в течение 5 лет после ввода в эксплуатацию первого основного средства.
— ИПП освобождаются от:
- корпоративного подоходного налога с предприятий (20%) в течение 10 лет после даты подписания инвестиционного договора;
- земельного налога в течение 10 лет после даты подписания инвестиционного договора;
- налога на имущество (0,5% — 2,0%) в течение 8 лет после даты ввода основных средств в эксплуатацию.
На сегодняшний день, проекты ВИЭ только включены в список инвестиционных проектов и вправе применять освобождение от таможенных пошлин и НДС на импорт. Однако, учитывая особенности проектов ВИЭ, такие проекты не импортируют сырье и/или материалы после ввода электростанции в эксплуатацию. Другими словами, предоставленный режим ИП не приносит никакой ценности и не применим к проектам ВИЭ, за исключением освобождения от таможенных пошлин, которое может быть получено вне зависимости от инвестиционного контракта в обычных условиях в соответствии со статьей 190 Таможенного кодекса.
Учитывая тот факт, что тариф на покупку электроэнергии из ВИЭ будет снижаться из года в год в результате введенной системы аукционов, а также из-за низкой доходности проектов ВИЭ в течение первых 8-10 лет, существует риск потери интереса инвесторов к проектам ВИЭ.
Таким образом, необходимы дополнительные меры поддержки инвесторов, которые облегчат налоговую нагрузку на инвесторов, и соответственно сделают отрасль более привлекательной для инвестиций. Стоимость капитальных вложений в строительство объектов ВИЭ оценивается более чем в 500 млрд. тенге для достижения поставленных государством целей 3-5% доли ВИЭ в общем производстве электроэнергии.
С учетом вышесказанного, и подчеркивая важность развития ВИЭ в стране, обязательства Казахстана по сокращению выбросов в окружающую среду на Парижской конференции, а также целевые индикаторы, поставленные Президентом РК в концепции по переxоду к «зеленой» экономике, просим Правительство РК поддержать и оказать содействие по включению проектов ВИЭ в список инвестиционных приоритетныx проектов в качестве меры по поддержке дальнейшего роста сектора использования возобновляемых источников энергии, в том числе и за счет привлечения серьезных инвестиций в страну.
Деловое сообщество отрасли ВИЭ – участники Solar Fest Qazaqstan, под эгидой Казахстанской ассоциации солнечной энергетики готово принять активное участие в рассмотрении и обсуждении возможных путей внедрения вышеуказанных мер совместно с компетентными государственными органами Правительства РК.